Современные подходы к обучению ИЗО
Основными считаются системы, которые
можно назвать авторскими программами по ИЗО. Появляются новые самостоятельные
или выполненные в русле вышеназванных систем разработки Н.М. Сокольниковой,
Э.И. Кубышкиной, Т.С. Комаровой, Е.Е. Рожковой, СИ. Гудилиной, Н.М. Конышевой,
Н.Г. Салминой, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой и др. Многие современные программы
по ИЗО основаны на связи с другими предметами, они насыщены интересной для
учащихся информацией, развивают полезные навыки и
умения. Надо отметить,
что однозначная классификация существующих подходов
затруднена из-за отсутствия
общности целей в образовательной области «Искусство».
В связи с вышесказанным здесь
предлагается выделить следующие направления в обучении ИЗО: общеразвивающее,
направленное на становление гуманистических и интеллектуальных качеств личности
общими средствами искусства (В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.),
и специально-развивающее, акцентирующее развитие отдельных качеств личности при
использовании конкретных средств и видов искусства
(С.А. Золочевский, С.А.
Полищук, Ю.А. Полуянов и др.). Программы в этих направлениях можно различить по
ведущему принципу в отборе содержания обучения: эстетика-воспитательному,
эмоционально-ценностному, кулътурологигескому.
Эстетико-воспитательный принцип
может быть представлен программой общеразвивающего направления «Изобразительное
искусство» (1- 9-й классы) В.С. Кузина, отражающей требования обязательного
минимума содержания предмета. Задачи программы: овладение учащимися основными
навыками рисования наряду с воспитанием эстетического восприятия,
художественного вкуса и становлением творческого воображения, пространственного
мышления. Основные методы в программе — рисование с натуры, тематическое
рисование и иллюстрирование, декоративная работа, элементы дизайна, беседы об
изобразительном искусстве. В программе заложена возможность вариативного отбора
основного материала в зависимости от уровня подготовки класса или других целей
учителя. Рациональная составляющая знания достаточно традиционна для школьного
курса изобразительного искусства: наблюдательность; синтез, анализ, сравнение и
обобщение различных особенностей натуры; отбор видимых характерных особенностей
изображаемых предметов. Данная программа, обеспечивающая художественную
грамотность, может быть использована как базовая для внедрения логической
составляющей и формирования интеллектуально-познавательных умений, поскольку
дает возможность включения новых проблем для изучения. Умения в сфере
изобразительной деятельности также повышаются за счет включения
логических элементов, что
взаимно обогащает обе составляющие.
Эмоционально-ценностный принцип в
общеразвивающем направлении может быть проиллюстрирован программой «ИЗО и
художественный труд» (1—11-й классы) Б.М Неменского.
Задачи этой программы - «отношенческое»
приобщение учащихся к искусству как духовной культуре, развитие
художественно-образного мастерства, формирование внутреннего мира. Художник и
педагог Б.М. Неменский предлагает гармоничное «вживление души ребенка в
эмоционально-ценностный опыт искусства», основанное на признании
сосуществования в школьной педагогике двух «параллельных» форм познания мира —
рационально-логической и эмоционально-образной, которые могут сосуществовать и
гармонично взаимодополнять друг друга. «Присутствие эстетических элементов в
научном познании мира» ставит главной целью обогащение всех дисциплин школьного
цикла и жизни школьника новым содержанием — человеческими чувствами,
нравственными отношениями. В средних классах школы соблюдается так называемый
«учебный паритет» искусств, что помогает изучать язык каждого вида
индивидуально, не выделяя «стержневого». В программе большое значение придается
личности учителя, а также его мастерству в драматургическом построении урока.
Среди собственных методов обучения — стимулирование образного мышления,
развитие художественного восприятия, игровые приемы, метод медленного чтения,
метод поэтапных открытий.
Культурологические принципы
представлены программой обще-развивающего направления «Изобразительное
искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (1—8-й
классы), разработанной под руководством Т.Я. Шпикаловой. Становление
нравственно-эстетического миропонимания у учащихся происходит в процессе
системного, комплексного освоения народного искусства. Основными задачами
программы являются формирование представлений о жанрах и видах искусства, о
художественных и образных средствах и приемах;
применение полученных навыков в свете понимания традиций национального
искусства. Синкретизм народного искусства помогает реализовать сотрудничество
учителей нескольких гуманитарных дисциплин. Среди применяемых методов —
дидактические игры, разные формы уроков, (уроки вариаций, уроки импровизации и
др.). «Логический способ познания мира», являясь рациональным, рассматривается
в программе в единстве с «эмоционально-образным» при изучении элементов
народного искусства (орнамент, знак) и в выборе того или иного композиционного
решения или изобразительного приема. Многие из программ, устанавливающих
межпредметные связи, носят интегративный характер, выраженный:
— в синтезе видов искусства в единых рамках (программы Б.М.
Неменского и др.);
— в установлении различных форм связей между учебными
дисциплинами (программы Т.Я.
Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой и др.);
— в изучении какой-либо общей проблемы
(программы О.А. Куревиной и
Е.А. Лутцевой и др.).
Логическая составляющая в
рассмотренных подходах присутствует в традиционном качестве — в развитии
наблюдательности, внимания, в рассуждении на основе впечатлений, в
аналитическом выборе соответствующего художественного средства или приема. В
лучшем случае изобразительное искусство в целях развития интеллекта
привлекается как вспомогательное средство в рамках другого предмета или
параллельно с ним.
|