Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 19:05

Сайт учителя изобразительного искусства Горбачевой Ольги ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Современные подходы к обучению ИЗО

Современные подходы к обучению ИЗО

 

          Основными считаются системы, которые можно назвать авторскими программами по ИЗО. Появляются новые самостоятельные или выполненные в русле вышеназванных систем разработки Н.М. Сокольниковой, Э.И. Кубышкиной, Т.С. Комаровой, Е.Е. Рожковой, СИ. Гудилиной, Н.М. Конышевой, Н.Г. Салминой, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой и др. Многие современные программы по ИЗО основаны на связи с другими предметами, они насыщены интересной для учащихся информацией, развивают полезные навыки    и    умения.    Надо    отметить,    что    однозначная    классификация существующих  подходов  затруднена  из-за  отсутствия  общности  целей  в образовательной области «Искусство».

         В связи с вышесказанным здесь предлагается выделить следующие направления в обучении ИЗО: общеразвивающее, направленное на становление гуманистических и интеллектуальных качеств личности общими средствами искусства (В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.), и специально-развивающее, акцентирующее развитие отдельных качеств личности при использовании конкретных средств и видов искусства

(С.А. Золочевский, С.А. Полищук, Ю.А. Полуянов и др.). Программы в этих направлениях можно различить по ведущему принципу в отборе содержания обучения: эстетика-воспитательному, эмоционально-ценностному, кулътурологигескому.

           Эстетико-воспитательный принцип может быть представлен программой общеразвивающего направления «Изобразительное искусство» (1- 9-й классы) В.С. Кузина, отражающей требования обязательного минимума содержания предмета. Задачи программы: овладение учащимися основными навыками рисования наряду с воспитанием эстетического восприятия, художественного вкуса и становлением творческого воображения, пространственного мышления. Основные методы в программе — рисование с натуры, тематическое рисование и иллюстрирование, декоративная работа, элементы дизайна, беседы об изобразительном искусстве. В программе заложена возможность вариативного отбора основного материала в зависимости от уровня подготовки класса или других целей учителя. Рациональная составляющая знания достаточно традиционна для школьного курса изобразительного искусства: наблюдательность; синтез, анализ, сравнение и обобщение различных особенностей натуры; отбор видимых характерных особенностей изображаемых предметов. Данная программа, обеспечивающая художественную грамотность, может быть использована как базовая для внедрения логической составляющей и формирования интеллектуально-познавательных умений, поскольку дает возможность включения новых проблем для изучения. Умения в сфере изобразительной деятельности также повышаются за счет    включения    логических    элементов,    что    взаимно    обогащает    обе составляющие.

          Эмоционально-ценностный принцип в общеразвивающем направлении может быть проиллюстрирован программой «ИЗО и художественный труд» (1—11-й классы) Б.М Неменского.

          Задачи этой программы - «отношенческое» приобщение учащихся к искусству как духовной культуре, развитие художественно-образного мастерства, формирование внутреннего мира. Художник и педагог Б.М. Неменский предлагает гармоничное «вживление души ребенка в эмоционально-ценностный опыт искусства», основанное на признании сосуществования в школьной педагогике двух «параллельных» форм познания мира — рационально-логической и эмоционально-образной, которые могут сосуществовать и гармонично взаимодополнять друг друга. «Присутствие эстетических элементов в научном познании мира» ставит главной целью обогащение всех дисциплин школьного цикла и жизни школьника новым содержанием — человеческими чувствами, нравственными отношениями. В средних классах школы соблюдается так называемый «учебный паритет» искусств, что помогает изучать язык каждого вида индивидуально, не выделяя «стержневого». В программе большое значение придается личности учителя, а также его мастерству в драматургическом построении урока. Среди собственных методов обучения — стимулирование образного мышления, развитие художественного восприятия, игровые приемы, метод медленного чтения, метод поэтапных открытий.

            Культурологические принципы представлены программой обще-развивающего направления «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (1—8-й классы), разработанной под руководством Т.Я. Шпикаловой. Становление нравственно-эстетического миропонимания у учащихся происходит в процессе системного, комплексного освоения народного искусства. Основными задачами программы являются формирование представлений о жанрах и видах искусства, о художественных и образных средствах и приемах;  применение полученных навыков в свете понимания традиций национального искусства. Синкретизм народного искусства помогает реализовать сотрудничество учителей нескольких гуманитарных дисциплин. Среди применяемых методов — дидактические игры, разные формы уроков, (уроки вариаций, уроки импровизации и др.). «Логический способ познания мира», являясь рациональным, рассматривается в программе в единстве с «эмоционально-образным» при изучении элементов народного искусства (орнамент, знак) и в выборе того или иного композиционного решения или изобразительного приема. Многие из программ, устанавливающих межпредметные связи, носят интегративный характер, выраженный:

—      в синтезе видов искусства в единых рамках (программы Б.М.

Неменского и др.);

—      в установлении различных форм связей между учебными

дисциплинами (программы Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой и др.);

—      в изучении какой-либо общей проблемы

(программы О.А. Куревиной и Е.А. Лутцевой и др.).

          Логическая составляющая в рассмотренных подходах присутствует в традиционном качестве — в развитии наблюдательности, внимания, в рассуждении на основе впечатлений, в аналитическом выборе соответствующего художественного средства или приема. В лучшем случае изобразительное искусство в целях развития интеллекта привлекается как вспомогательное средство в рамках другого предмета или параллельно с ним.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга (09.03.2014) | Автор: Горбачева Ольга Ивановна E
Просмотров: 1249 | Теги: урок, Искусство, программы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz