Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 16:14

Сайт учителя изобразительного искусства Горбачевой Ольги ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Современные педагогические технологии, их роль в образовательной области «Искусство».

Современные педагогические технологии,

их роль в образовательной области «Искусство».

 

         Общество информационных технологий, каковым во все большей степени становится наша страна, в отличие от индустриального общества начала и середины XX в.,    заинтересовано в том, чтобы его  граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Роль школы как базового звена образования наиболее важна в реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, но решить эти задачи при  традиционном подходе к образованию и традиционных средствах обучения, ориентированных на классно- урочную систему занятий, не представляется

возможным. 

          Современный учитель должен создавать такие условия, чтобы каждый учащийся был вовлечен в процесс активной познавательной деятельности и применял на практике полученные знания. Для этого ему необходим свободный доступ к информации на разных уровнях -  школьном, общегосударственном и мировом, возможность широкого общения со сверстниками из других школ и регионов страны, возможность сотрудничества при решении разнообразных проблем.

         В качестве источников информации все шире используются радио, телевидение, компьютерные системы, глобальные телекоммуникационные сети Интернета.

         Решить актуальные проблемы образования с учетом необходимости развития личности могут помочь новые педагогические технологии, основанные в первую очередь, на новых информационных технологиях. Наиболее адекватны поставленным целям «обучение в сотрудничестве»,

 «метод проектов»,  «разноуровневое обучение», реализуемые на основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Эти технологии могут быть легко интегрированы в существующий в настоящее время учебно-воспитательный процесс без затрагивания содержания обучения и при сохранении всех достижений отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик преподавания.

        В соответствии с целями образовательной области «Искусство» система обучения должна быть не дисциплинарно-ориентированной, а проектно-созидательной, т.е. должна активно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектной деятельности. Необходимо обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не только повторение действий учителя. Необходимо реализовать сочетание репродуктивного обучения (60 – 70 % учебного времени) и развивающего обучения, в частности, выполнения проектов (30 – 40 % учебного времени).

        Метод проектов дает возможность реализовать деятельностный подход в обучении, применять знания и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворить в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания из социальных и культурологических дисциплин.

       Работа над проектом включает: составление обоснованного плана действий. Который уточняется по ходу всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит экономическая и экологическая оценка выполняемых работ, осуществляемая поэтапно в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, ее экономической, экологической и социальной целесообразности, изготовления эскизов и чертежей, технологических карт  и т. д.

      Результаты выполнения проектов должны быть реальными, т.е. теоретическая проблема должна завершиться ее конкретным решением, а конечным результатом практической деятельности должны стать чертеж, изделие и т. п., готовые к внедрению. Совокупность всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения (или изделия) и составляет осуществленный проект учебно-производственной деятельности учащихся, по которому должен оцениваться уровень общетрудовой подготовки школьников.

     Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, тщательность и добросовестность в работе, взаимопомощь, равноправие, свободу в выражении мыслей, учит отстаивать свои идеи и в то же время проявлять доброжелательность при всех обстоятельствах.

     Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения, актуальной для практической жизни, требующей привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать свои знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам трудового обучения, хотя на первый взгляд тема проекта будет казаться интересной и практически значимой.

    В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, изобразительного искусства. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

     Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тематику и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся, что обеспечивает не декларативный, а фактически индивидуальный подход к каждому учащемуся.

      Количество участников при выполнении проекта может быть различным: от одного или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов. При организации творческих групп учителю следует оптимизировать число учащихся в них, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе ему будет трудно осуществить качественный контроль и руководство проектами.

     Сроки выполнения проекта в большей степени зависят от его содержания, целей и задач и могут меняться от трех-четырех недель до одного года и более. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников  в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

        Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов.   Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

         Трудности выполнения проектов для учителя связаны с необходимостью затраты учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся и глубокого знания его возможностей  (иначе существует опасность поставить нереальные для данного ребенка задачи). Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз хочу сказать, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

         Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время усложняет стоящие перед ним задачи. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие формировать навыки творческой работы ребенка, не подавлять его инициативу, уважать его достоинство, проявлять доброжелательность и мягкость при высказывании критических замечаний.

       Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов. Ему следует обеспечить материальную базу для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы).

      При реализации развивающего обучения учитель координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся, помогает в выборе решений, активизирует  самостоятельную деятельность учащихся, диагностирует развитие их личности.

      Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют свои знания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую деятельность, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.

      Среди  форм организации учебной деятельности следует использовать самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, «мозговой штурм», интервью, консультации.

      Новые педагогические технологии дают возможность строить образовательный процесс, базирующихся на четырех аспектах: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе, выделенных как основные для педагогики XXI в.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга (08.03.2014) | Автор: Горбачева Ольга Ивановна E
Просмотров: 295 | Теги: учащиеся, Технологии, проект, учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz